Статистика

Определение возможных сценариев возникновения и развития аварийных ситуаций

Анализ аварийности и травматизма подтверждает, что основными причинами являются отказы технологического оборудования из-за физического и коррозионного износа (47%), ошибочные действия персонала, связанные с нарушением технологической (21%) и производственной дисциплины (7%), неудовлетворительной организацией и проведением опасных видов работ (13%). Пять процентов аварийных ситуаций связано с отказами средств контроля, управления и сигнализации.

Наиболее частой причиной аварий является частичная разгерметизация технологического оборудования, приводящая к незначительным утечкам (как правило, не более 1м3) через фланцевые соединения, торцевые уплотнения, сварные швы и т.п. Основной причиной выбросов больших количеств опасных веществ, приводящих к опасным последствиям, является полное разрушение оборудования.

Причинами техногенных чрезвычайных ситуаций являются:

- значительный износ основных производственных фондов и систем аварийного контроля и предупреждения ЧС;

- несвоевременный и некачественный ремонт оборудования;

- медленное решение вопросов, связанных с оснащением опасных объектов средствами предупреждения аварий (аварийной остановки технологических процессов, локализации источников аварий и т.п.);

- локальный выброс в атмосферу взрывопожароопасных и токсичных веществ, а также недостаточный надзор за состоянием оборудования и трубопроводов, пожарной безопасности в насосных перекачки и других зданиях производственного назначения.

Из опыта эксплуатации технологического оборудования установлено:

- железнодорожная цистерна может быть повреждена в результате ошибочных действий машиниста тепловоза, которые могут привести к тарану цистерны и образованию пробоин, сходу с путей и опрокидыванию;

- нарушение герметичности цистерн и сливных трубопроводов возможно в результате разгерметизации фланцевых соединений и запорной арматуры по причине коррозии или гидравлических ударов;

-нарушение герметичности автоцистерны и сливного шланга возможно в результате разгерметизации фланцевого соединения по причине коррозии или гидравлических ударов.

При авариях, связанных с растеканием опасных жидких веществ, в основном, наносится ущерб окружающей среде. Травмирование персонала и получение ожогов возможно только при возгорании пролива или взрыве паров испаряющейся жидкости от источника внешнего зажигания, чем могут служить, в частности, разлетающиеся осколки разрушенного оборудования. Также травмирование персонала возможно при отравлении парами разлившихся опасных веществ при нахождении в зоне парения или в результате переноса воздушными потоками облака испарений.

Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций на путях транспортирования опасных веществ приведен в таблице 3.1

Таблица 3.1 – Перечень основных факторов и причин аварийных ситуаций

Наименование технологического блока

Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций

Возможные причины аварийных ситуаций

Блок №1.

Пути не общего пользования

1. Большие количества маневровых операций с железнодорожными цистернами,

1. Дефект конструкции и дефект материала конструкции цистерны.

 

в которых находится нефтепродукт.

2. Перегрев вещества с повышением давления насыщенных паров.

3. Большое количество вещества в единичной емкости (полости цистерны).

Отсутствие средств и сил для оперативного устранения аварии на начальной стадии ее развития.

2. Образование усталостных трещин в сварных швах и основном металле в процессе старения.

3. Разрушение сварных и фланцевых соединений.

4. Отказ предохранительных клапанов.

5. Коррозия металлов.

6. Нарушение требований рабочих инструкций и невыполнение требований нормативных документов в области промышленной безопасности, в том числе, несанкционированные действия персонала.

7. Повреждение железнодорожных путей, стрелочных переводов.

Террористический акт и внешние воздействия природного и техногенного характера.

 

Блок № 2.

Пути не общего пользования

1. Большие количества маневровых операций с железнодорожными цистернами,

1.Дефект конструкции и дефект материала конструкции цистерны.

 

в которых находится нефтепродукт.

2. Перегрев вещества с повышением давления насыщенных паров.

3. Большое количество вещества в единичной емкости (полости цистерны).

4. Отсутствие средств и сил для оперативного устранения аварии на начальной стадии ее развития.

2. Образование усталостных трещин в сварных швах и основном металле в процессе старения.

3. Разрушение сварных и фланцевых соединений.

4. Отказ предохранительных клапанов.

5. Коррозия металлов.

6. Нарушение требований рабочих инструкций и невыполнение требований нормативных документов в области промышленной безопасности, в том числе, несанкционированные действия персонала.

7. Повреждение железнодорожных путей, стрелочных переводов.

8. Террористический акт и внешние воздействия природного и техногенного характера.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по экологии

Стратегия преодоления глобальных экологических угроз
Тема контрольной работы «Стратегия преодоления глобальных экологических угроз». В работе рассмотрены пути преодоления глобальных экологических угроз, связанных с изменениями климата, заг ...

Расчет нормативов предельно–допустимых выбросов для колбасного цеха
Научно-техническая революция и связанный с нею резкий подъём промышленного производства могут приводить к загрязнению окружающей среды. Тысячи химических соединений (и число их постоянно рас ...

Реализация технологии некаталитической очистки дымовых газов от оксидов азота на мусоросжигательном заводе
Очистка воздуха, загрязненного выхлопными выбросами автотранспорта, теплоэлектростанций, химических и нефтехимических производств, является актуальной проблемой. Наиболее опасными токсичными ...