Статистика

Экологическое предпринимательство за рубежом

Переломным в охране окружающей среды в капиталистических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда мировой экономический и топливно-энергетический кризис обнажил гибельность для цивилизации прежнего потребительского отношения к экологии. Полностью исчерпал себя индустриальный экстенсивный, экономический рост с возрастающим потреблением природных ресурсов, одновременно очередная волна НТП предоставила человечеству возможность перейти к качественно новому типу экономического развития в условиях кардинально более высоких требований к состоянию окружающей среды. В 70-е годы произошло изменение в понимании содержания окружающей среды и ее значимости для общества. Разрозненные выступления групп населения против виновников промышленного загрязнения сменило массовое общественное движение "зеленых". В сознание населения активно проникло понимание того, что нормальное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной человеческой деятельности. Человеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экологическая комфортность, благоустроенность окружающей среды. Под воздействием кризисных явлений в 70-е годы в капиталистических странах, сложилась устойчивая экологическая политика. На смену разрозненных мер государства по борьбе с загрязнениями пришла многоцелевая система действий, объединенных единой концепцией, которая получила организационное и правовое оформление. К началу 70-х г. в Японии уже были приняты законодательные акты по охране окружающей среды и организации экологического предпринимательства. Процесс законотворчества охватил тогда все развитые капиталистические страны.Объектами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружающей среды - воздух, вола, почва и наиболее распространенные виды промышленных и прочих отходов, вызывающих загрязнение, а с другой регламентирование предпринимательской деятельности. Организационная структура охраны среды в большинстве развитых стран следующая: Управление по окружающей среде, местные государственные природоохранные органы, а также структуры управления, созданные в промышленных компаниях в соответствии с Законом об управляющих в области охраны среды. В рамках этой структуры осуществляется paзработка и реализация целевых комплексных программ регулирования природопользования; предупреждение экологических последствий хозяйственной деятельности; организация НИОКР; содействие в подготовке специалистов; информационное обеспечение; международное сотрудничество в области охраны среды.Японии раньше других стран (1973 г.) приняла Закон об экспертизе новых химических веществ. С 1988 г. действует и Закон об общей экологической экспертизе. Резкое обострение проблем загрязнения среды выдвинуло на передний план требования о необходимости, во-первых, расширить и ужесточить нормативную основу регулирования, финансовые расходы за загрязнение возложить полностью на фирмы-загрязнители, во-вторых, регламентировать и узаконить экологическое предпринимательство, сделать его одной из самой прибыльных отраслей экономики государства. Такие фирмы, обеспечивающие экологически чистое производство, должны были быть поставлены в равные экономические условия через систему штрафных санкций и дополнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды. Подобное же отношение к обеспечению охраны окружающей среды существовало и в общественных кругах "зеленой ориентации", которые требовали, чтобы промышленные компании несли основное бремя расходов — слишком очевидна была их негативная роль в ухудшении экологической обстановки в стране. Считалось, что перенесение издержек, связанных с охраной и восстановлением среды, на цены продукции может стать частью механизма включения экологических издержек в структуру рынка. Характерно, что только затраты на экспертизу увеличивали стоимостьхозяйственных проектов в среднем на 1-2%. Предприятия-загрязнители оказывались на грани финансового краха из-за непосильных экологических расходов. Следующим этапом развития эколого-экономические программы стали экологические программы, которые создаются во всех населенных пунктах, даже небольших. Главным содержанием таких программ являются комплексы мер совершенствования контроля за соблюдением нормативов охраны среды, детализация нормативов для местных условий, создание благоприятной для предпринимателей среды. Кроме того, программы содержат перечни актуальных экологических целей, учитывающих перспективы социально- экономического развития территории.

Другие статьи по экологии

Методы определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
Ущерб от загрязнения окружающей среды может рассматриваться в нескольких аспектах — экономическом, социальном, экологическом, моральном. Оценка экономического ущерба имеет большую теоретичес ...

Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества
Экологическая проблема и проблема рационального природопользования на протяжении уже многих лет остаются глобальными проблемами человеческого общества. Эти проблемы остро обострились со втор ...

Ослабление условий Хотеллинга в теории невозобновляемых природных ресурсов
Как известно, по запасам основных видов сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. Но возможности природной среды не безграничны. Добывая полезные ископаемые сегодня, челов ...