Территориальный подход при решении природоохранных проблем
Опыт, накопленный при решении региональных проблем природопользования, позволяет выделить три основные группы разработок:
отраслевые рабочие программы природоохранных мероприятии с разбивкой по районам;
схемы мероприятий по охране определенного природному го ресурса или компонента природной среды;
территориальные комплексные схемы охраны природы. В качестве примера первой группы разработок можно привести Рабочую программу внедрения природоохранных мероприятий на металлургических заводах в 25 районах бывшего СССР. Рабочая схема содержала мероприятия, направленные на рассеяние вредных веществ через дымовые трубы, улавливание их через газофильтры, создание специальных служб по эксплуатации газоочистных установок и охране природы на предприятиях отрасли и др. Очевидно, что подобные рабочие схемы не могут решить проблему охраны природы в регионе в целом, так как охватывают лишь отдельные мероприятия, слабо связанные в межотраслевом разрезе.
Для второй группы разработок также характерно отсутствие комплексности, поскольку мероприятия в них рассматриваются под углом зрения лишь отдельного природного ресурса или компонента природной среды. Например, в целях защиты почв от водной и ветровой эрозии проводились работы по составлению Генеральных схем противоэрозионных мероприятий на территории девяти экономических регионов Российской Федерации, охватывающих 3/4 всей площади сельскохозяйственных угодий. Схемы предусматривали применение организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических мероприятий, обеспечивали ликвидацию, предупреждение или значительное уменьшение эрозионных процессов и восстановление плодородия разрушенных земель.
природопользование территориальный охрана региональный
Более совершенны в методическом отношении схемы и проекты районной планировки. При их разработке руководствуются схемами развития отдельных отраслей народного хозяйства, схемами развития и размещения производительных сил, другими документами по вопросам развития народного хозяйства, а также плановыми и прогнозными данными о развитии рассматриваемого района. Проекты районной планировки разрабатываются для отдельных частей территории областей (республик), краев, предоставляющих территориально-производственные комплексы или включающих группы административных районов с общими хозяйственными связями и идентичными проблемами планировочной организации территории, а также для административных районов.
Схемы и проекты районной планировки по существу предназначаются для территориально-хозяйственной организации проектируемого района в соответствии с тем направлением его развития, которое заложено в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил и в отраслевых схемах.
Таким образом, районная планировка является инструментом детализации решений, принимаемых преимущественно в интересах развития отдельных отраслей. Однако очевидно, что такие решения, как правило, не согласуются с интересами развития проектируемого района, особенно в области охраны окружающей среды. Руководствуясь чисто экономическими критериями эффективности производства, отраслевые министерства и ведомства определяют такие варианты развития, которые приводят к недопустимо высоким нагрузкам на окружающую среду района. Например, энергоемкие производства (производство алюминия, электросталеплавильное производство и др.), особенно вредно влияющие на окружающую среду и на здоровье людей, они предпочитают размещать в плотно населенных районах с развитой производственной и социальной инфраструктурой, характеризующихся относительно низкой себестоимостью добычи топлива и производства электроэнергии. Такие случаи достаточно типичны, поскольку схемы развития отраслей народного хозяйства строятся по производственным целям и не учитывают суммарной экологической нагрузки на окружающую природную среду проектируемого района размещения.
Наконец, третья группа разработок предусматривает подготовку территориальных комплексных схем охраны природы (ТКСОП) для областей (автономных республик), краев, городов и крупных промышленных узлов. Заказчики ТКСОП - территориальные подразделения Госкомэкологии Российской Федерации, которому переданы все функции государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования.
В систему предплановых документов включаются ТКСОП, а также Комплексная программа НТП; Генеральные схемы развития и размещения производительных сил; Генеральные схемы расселения; схемы и проекты ТПК; схемы и проекты районных планировок; генеральные планы городов и поселений, групп предприятий, агропромышленных формирований и т.п. Поскольку во всех этих документах есть специальные разделы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, то главная задача ТКСОП формулируется как взаимоувязка, координация и интеграция соответствующих разделов перечисленных документов. Очевидно, что при таком понимании ТКСОП они не могут не носить слишком сильных отпечатков ведомственно-отраслевых интересов.
Другие статьи по экологии
Применение эксперимента в экологических исследованиях
Мы обратились к данной теме по
совету научного руководителя. В процессе написания реферата мы пришли к выводу,
что тема является актуальной, глубокой и многогранной.
Проблема:
Эффективно ...
Питьевая вода деревни Уть
Мы начинаем нашу жизнь в виде плода, который состоит из
воды на 99 %. Когда мы рождаемся, вода составляет 90
% нашего тела, а к тому времени, когда мы достигаем взрослого возраста,
содержан ...
Принципы охраны природной среды
Интенсивная эксплуатация природных
богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности
—рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны
в ...