Статистика

Загрязнение окружающей среды и проблемы ее решения в КНР

Однако проводимые в этих городах меры экологической защиты, предусматривающие структурную перестройку их хозяйственной деятельности, сокращение использования угля в качестве основного энергетического источника, повышение энергоэффективности и техническую модернизацию ряда предприятий, наряду с увеличением инвестиций в экологическую сферу, далеко не всегда доступны для других районов Китая, испытывающих дефицит финансовых средств и технических возможностей и сталкивающихся с проблемой занятости населения. Там по-прежнему чрезвычайно остро стоят проблемы выбросов промышленных предприятий, работающих на крайне устаревшей технологической базе, муниципальных стоков при нехватке очистных сооружений, утилизации бытового мусора и водоснабжения.

Отсутствие современной производственной, а не только экологической, технологии снимает вопрос о способности Китая в течение ближайших лет приостановить процесс разрушения природы. То, что экологическая ситуация будет ухудшаться, сейчас открыто признается руководством страны. По индексу экологической устойчивости (разработан Всемирным экономическим форумом совместно с Центром экологического права и политики Йельского университета), Китай стоит в списке из 146 стран мира на 133 месте[80].

Ситуация усугубляется тем, что расходы на преодоление экологических последствий форсированной экономической модернизации и восстановление разрушенной природной среды превышают возможности КНР, даже несмотря на высокие темпы ее экономического роста. И хотя, по оценкам Государственного управления по охране окружающей среды, государство должно израсходовать с 2006 по 2010 г. на охрану окружающей среды 156 млрд. долл. (1,5% ВВП), однако нет никакой уверенности в том, что эти вложения будут сделаны, учитывая опыт последних лет. На период с 2000 г. по 2005 г. было запланировано инвестировать в охрану окружающей среду 85 млрд. долл. (1,3% ВВП), однако в действительности было потрачено 75 млн. долл., что несопоставимо даже с запланированным расходами на эти нужды из государственного бюджета (11% от общей суммы, т.е. 9,4 млрд. долл.)[81].

Путем строительства очистных сооружений и даже модернизации устаревших тепловых станций можно несколько сократить экологический ущерб и сдержать распространение процесса деградации окружающей среды, но полностью предотвратить его вряд ли удастся. Для этого необходима структурная перестройка всей экономики с ориентацией на преимущественное развитие энерго- и ресурсосберегающих отраслей. Эта задача, поставленная еще в конце 90-х годов, все еще остается нереализованной.

Структурные изменения в экономике осуществляются медленно, однако их акцентирование в новом пятилетнем плане вселяет некоторую надежду на то, что Китаю удастся несколько минимизировать экологические потери своего бурного экономического роста. И проблема в том, насколько успешно будет осуществляться принятый сейчас руководством страны технико-экономический подход к обеспечению экологической безопасности. Спасение с помощью науки и техники - таков лозунг власти, взятый ею сейчас на вооружение и успешно апробированный в Японии.

Однако в отличие от Японии, где импульс к экологической модернизации поступил от общества, в Китае таким стимулятором процесса экологизации экономического развития выступает руководство страны. А как свидетельствует мировой опыт, в развивающихся странах эффективность государственной политики в области охраны окружающей среды определяется экологической зрелостью и образованностью правящей власти, пользующейся монопольным правом принятия решений.

И все же государство, готовое пойти на ужесточение экологического контроля, увеличение инвестиций в экологическую сферу и даже на предоставление политической площадки для экологических дебатов[82], пока не готово (а может быть, и не может) осуществлять более затратные в экономическом плане и политически рискованные меры в интересах обеспечения экологической безопасности - например, повысить плату за воду, за загрязнение и отказаться от субсидий на энергоносители, или же оказать крупную финансовую поддержку местным властям в реализации проектов водоснабжения и утилизации отходов. Государство по-прежнему не готово и к проведению реформ в политике[83]. И может быть поэтому, несмотря на провозглашенную государством установку на «развитие в интересах народа», социальная составляющая экологической политики менее выражена по сравнению с ее экономической составляющей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи по экологии

Моделирование загрязнения чернозема свинцом с целью установления экологически безопасной концентрации
На каждый квадратный метр суши в течение года атмотехногенным путем в среднем выпадает 5.6—9.5 мг свинца [16]. Однако главная опасность для городских ландшафтов заключается не только и не ст ...

Утилизация отходов птицеводства
Одной из наиболее важных проблем, требующих скорейшего решения для развития агропромышленного комплекса, является повышение плодородия почв, следовательно, и урожайности сельскохозяйственных ...

Характеристика поступающих стоков
На участок механической очистки поступают три вида промышленных стоков ...