Статистика

Международное сотрудничество КНР в рамках предотвращения климатических изменений и трансграничного загрязнения морей и атмосферы

То, что Китай действительно представляет реальную угрозу для глобальной климатической безопасности, не вызывает ни у кого сомнения. Если в 1973 г. на долю Китая приходился 5,7% мирового объема производства двуокиси углерода, то в 2000 г. - уже 13%[108]. По объему выбросов этого газа КНР занимает второе место в мире, уступая только США. Очевидно, что данный показатель у Китая будет возрастать, учитывая такие факторы, как увеличение численности населения, темпы развития экономики, использования угля в качестве основного энергоносителя, структуру экономики и низкий уровень ее технического обеспечения, чему сопутствует высокая энергоемкость производства. Китай, на долю которого к 2020 г., по прогнозам, будет приходиться 25% выбросов двуокиси углерода в мире, станет их крупнейшим производителем[109].

Однако по потреблению энергии и выбросам углекислого газа в расчете на душу населения Китай заметно отстает от развитых стран (1/8 от уровня США), что свидетельствует о его сохраняющейся социально-экономической отсталости, преодоление которой является приоритетной для страны проблемой. Последняя и становится предметом торга с развитыми странами в экологических переговорах на глобальном уровне, которые еще раз продемонстрировали наличие острых экономических разногласий между Севером и Югом.

Еще в преддверии Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. состоялось оформление общей идеологической платформы развивающихся стран, и впервые появилась формулировка «Группа 77 и Китай». Действуя от лица всего сообщества развивающихся стран, что повышало его влияние в переговорном процессе, Китаю удалось отстоять свое суверенное право на эксплуатацию природных ресурсов (это положение закреплено в Конвенции по сохранению биоразнообразия) и свободное, не стесненное никакими экологическими обязательствами, экономическое развитие, подтвержденное в Конвенции об изменении климата.

Обосновывая свою позицию, в частности, по климату, Китай исходит из того, что развитые страны в соответствии с принципом «загрязнитель платит» должны не только нести бремя затрат по сокращению выбросов парниковых газов, но и оказывать техническое и финансовое содействие КНР в осуществлении экологической политики, признавая неравенство возможностей и условий развития развитых и развивающихся стран[110].

Но, выиграв первый раунд переговоров с развитыми странами в Рио-де-Жанейро при заключении Рамочной конвенции по предотвращению изменения климата, освобождающей его от обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, Китай в дальнейшем столкнулся с угрозой пересмотра ранее достигнутых договоренностей в процессе обсуждения Киотского протоколов 1997-2002 гг.

Опасаясь возможного вмешательства в свои внутренние дела и использования против него экономических санкций за невыполнение обязательств, Китай первоначально негативно отреагировал на такие предложенные развитыми странами формы международного сотрудничества по предотвращению климатических изменений, как торговля правами на загрязнение, проекты совместного выполнения и механизм чистого развития. И хотя вопрос шел о получении доступа к инвестициям и современным технологиям, Китай и Индия вначале расценили эти действия как уловку со стороны развитых стран навязать им соглашения с перспективой связать их экологическими обязательствами с крайне негативными экономическими последствиям. Экологические структуры Китая поддерживали идею расширения международного сотрудничества в рамках механизмов Киотского протокола, однако министерство иностранных дел, за которым было решающее слово в переговорном процессе, выступало категорически против[111].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи по экологии

Приоритетные вещества - загрязнители почвы
Актуальность исследования приоритетных веществ – загрязнителей почвы и методов контроля загрязнений почвы обусловлена тем, что почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент ...

Разработка плана управления Опукского заповедника
Опукский природный заповедник является природоохранной и научно-исследовательской организацией Министерства охраны окружающей природной среды Украины. Опукский природный заповедник — оди ...

Формирование комплексных программ природопользования
Необходимость территориальной ориентации в управлении природопользованием в современных условиях диктуется, по крайней мере, четырьмя соображениями. Глубокими политическими преобразованиям ...