Статистика

Экологические проблемы королевства Марокко

В результате уже несколько десятилетий последовательная реализация комплексной программы управления водными ресурсами являет собою интегрированную часть общей хозяйственной политики государства. С середины 60–х годов важным направлением стало осуществление крупного гидростроительства, масштабное обводнение деревни. Параллельно с этим стала развиваться и практика возведения средних и малых плотин. К середине 80–х годов уже насчитывалось 34 крупных плотины по сравнению с 17, насчитывавшимся до 1967 г. В 1988 г. было подписано соглашение между Марокко и США о строительстве в засушливой зоне страны еще 12 плотин (12, с.166–167).

Десятки сооруженных к настоящему времени плотин помогли стране противостоять природе, позволяя в период дождей собирать до 14 млрд. куб. м воды. Один только комплекс «Аль–Вахда», построенный с помощью СССР, допускал аккумулирование до 3,8 млрд. куб. м воды (13, 18,02.1998). Ныне в городах практически решена проблема водоснабжения. С 1995 г. реализуется программа снабжения питьевой водой 11 млн. сельских жителей.

Государство имеет целью довести к 2000 г. площадь орошаемых земель до 1 млн. га. К этому времени планируется отвести под постоянное орошение в Гарбе – 265 тыс. га, в Хаузе – 155 тыс., в Тадле – 115 тыс., в Дуккале – 115 тыс., в Сусе – 95 тыс., в Мулуйе – 70 тыс., в Тафилальте – 40 тыс., в Луккосе – 40 тыс., в Варзазате – 30 тыс. га земель; в остальном Марокко – 260 тыс. га земель (в целом 1150 тыс. га). Кроме того осуществляется сезонное орошение на 140–200 тыс. га в традиционном секторе (14, с.170). В орошаемой зоне предусматривается 75 тыс. га выделить под цитрусовые, 200 тыс. га – под овощи, 200 тыс. га – под сахарный тростник, 135 тыс. га – под сахарную свеклу, 70 тыс. га – под хлопок, 180 тыс. га – под оливки, 35 тыс. га – под рис и др. (всего 1260 тыс. га) (15, с.169).

Еще в 1969 г. был принят Кодекс сельскохозяйственных инвестиций. Он должен был обеспечить концентрацию государственных капиталовложений в благоприятной зоне земледелия, создать условия для ограниченной аграрной реформы, введения минимального размера земельной собственности в 5 га, распределения государственных земель среди безземельных и малоземельных крестьян, а также для консолидации мелких парцелл в целях облегчения ирригации. В рамках кодекса государство возлагало на себя подъем нови, выбор ассортиментного ряда культур, характер севооборота и т.п.

Правительство рассматривало этот кодекс как контракт между государством и фермерами для укрепления аграрной экономики упорядочения природоиспользования и гармонизации отношений с природной средой.

С того времени в сельском хозяйстве Марокко произошли большие изменения. С момента образования протектората и до конца 80–х годов площадь орошаемых земель выросла с 70 тыс. до 850 тыс. га. Были созданы организационные формы водо– и землепользования. Ирригационные системы разбивались на сектора (от 20 до 40 Га), которые варьировались в зависимости от специализации и севооборотов, то есть ирригационные проекты становились и механизмом планирования, и средством административного контроля.

Вмешательство государства в развитие сельского хозяйства посредством распределения земель, орошения, через создание кооперативов и кредит имело целью внедрение в деревню элементов капитализма, рыночных производственных отношений и создание в ней прослойки крестьян–середняков, фермеров, способных выполнить функцию стабильных товаропроизводителей. Однако государственное стимулирование частного капиталистического предпринимательства нашло слабый отклик в массе среднего крестьянства. Сильным препятствием было традиционное сознание, коллективистская психология, принятая в деревне этика солидарности, требовавшая подчинения индивидуального интереса воле общины. Эта этика опиралась на большую патриархальную семью, мало затронутую аграрными преобразованиями (17, с.119).

По закону об аграрной реформе 1966 г. в передел поступили земли официальной колонизации, покинутые хозяевами. Получатели земель должны были удовлетворять ряду требований, которые формулировались таким образом, чтобы втянуть в капиталистические отношения прежде всего крестьян, отошедших от традиционного сельского хозяйства.

Площадь распределявшихся участков, которые могли приносить обусловленный реформой минимальный доход в 4 тыс. дирхамов, зависела от почв и запасов воды для ирригации. Поэтому в орошаемых зонах она составила 5 га и от 16 до 22 га на засушливых землях. Новые владельцы получили отсрочку по уплате кредитов на срок 18–22 лет. Однако сельскохозяйственный кредит предоставлялся, исходя не из действительных потребностей отдельных хозяйств, а из величины годового дохода, на базе которого исчислялся налог. Поэтому большинству крестьян, годовой доход которых составлял менее 1,4 тыс. дирхамов (такие хозяйства освобождались от налога), кредит был недоступен.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи по экологии

Сернисто-щелочные стоки (II система канализации)
Сернисто-щелочные стоки образуются за счет дренажа отработанной щелочи с узлов защелачивания светлых нефтепродуктов установок завода. ...

Криогенные адсорбционно-каталитические устройства
Для удаления остатков токсичных веществ из емкостей, имеющих один подводящий патрубок, можно рекомендовать адсорбционные вакуумные насосы. Такие насосы служат для удаления газов из замкнутого объема ...

Государство и рынок в охране окружающей среды
Принципиальным при формировании концепции устойчивого развития и экологизации экономики является вопрос о механизмах реализации такой концепции. В самых общих чертах мировой опыт говорит о т ...